Катер на воздушной подушке из фанеры

Процесс изготовления СВП своими руками

Во-первых, собрать в домашних условиях хорошее СВП не так-то и просто. Для этого необходимо иметь возможности, желание и профессиональные навыки. Не помешает и техническое образование. Если отсутствует последнее условие, то лучше от постройки аппарата отказаться, иначе можно разбиться на нем при первом же испытании.

Все работы начинаются с эскизов, которые потом трансформируются в рабочие чертежи. При создании эскизов следует помнить, что этот аппарат должен быть максимально обтекаемым, чтобы не создавать лишнего сопротивления при движении. На этом этапе следует учитывать тот фактор, что это, практически, воздушное средство передвижения, хотя оно и находится очень низко к поверхности земли

Если все условия взяты во внимание, то можно приступать к разработке чертежей

Катер на воздушной подушке из фанеры

На рисунке представлен эскиз СВП Канадской службы спасения.

Технические данные аппарата

Катер на воздушной подушке из фанеры

Как правило, все судна на воздушной подушке способны развивать приличную скорость, которую не сможет развить никакая лодка. Это если учесть, что лодка и СВП имеют одинаковую массу и мощность двигателя.

При этом, предложенная модель одноместного судна на воздушной подушке рассчитана на пилота весом от 100 до 120 килограммов.

Что касается управления транспортным средством, то оно довольно специфичное и в сравнении с управлением обычной моторной лодкой никак не вписывается. Специфика связана не только с наличием большой скорости, но и способом передвижения.

Основной нюанс связан с тем, что на поворотах, особенно на больших скоростях, судно сильно заносит. Чтобы подобный фактор свести к минимуму, необходимо на поворотах наклоняться в сторону. Но это кратковременные трудности. Со временем техника управления осваивается и на СВП можно показывать чудеса маневренности.

Какие нужны материалы?

Катер на воздушной подушке из фанеры
В основном понадобится фанера, пенопласт и специальный конструкторский набор от ”Юниверсал Ховеркрафт”, куда входит все необходимое для самостоятельной сборки транспортного средства. В комплект входит изоляция, винты, ткань для воздушной подушки, специальный клей и другое. Этоn набор можно заказать на официальном сайте, заплатив за него 500 баксов. В комплект также входит несколько вариантов чертежей, для сборки аппарата СВП.

Как изготовить корпус?

Катер на воздушной подушке из фанеры

Поскольку чертежи уже имеются, то форму судна следует привязать к готовому чертежу. Но если имеется техническое образование, то, скорее всего, будет построено судно не похожее ни на какой из вариантов.

Днище судна изготавливается из пенопласта, толщиной 5-7 см. Если нужен аппарат для перевозки больше, чем одного пассажира, то снизу крепится еще один такой лист пенопласта. После этого, в днище делаются два отверстия: одно предназначается для потока воздуха, а второе для обеспечения подушки воздухом. Вырезаются отверстия с помощью электрического лобзика.

На следующем этапе осуществляют герметизацию нижней части транспортного средства от влаги. Для этого, берется стекловолокно и клеится на пенопласт с помощью эпоксидного клея. При этом, на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри. Чтобы от них избавиться, поверхность покрывается полиэтиленом, а сверху еще и одеялом. Затем, на одеяло ложится еще один слой пленки, после чего она фиксируется к основанию скотчем. Из этого “бутерброда” лучше выдуть воздух, воспользовавшись пылесосом. По истечении 2-х или 3-х часов эпоксидная смола застынет и днище будет готовым к дальнейшим работам.

Верх корпуса может иметь произвольную форму, но учитывать законы аэродинамики. После этого приступают к креплению подушки. Самое главное, чтобы в нее поступал воздух без потерь.

Трубу для мотора следует использовать из стирофома. Здесь главное, угадать с размерами: если труба будет слишком большой, то не получится той тяги, которая необходима для подъема СВП

Затем следует уделить внимание креплению мотора. Держатель для мотора – это своеобразный табурет, состоящий из 3-х ножек, прикрепленных к днищу

Сверху этой “табуретки” и устанавливается двигатель.

Какой нужен двигатель?

Катер на воздушной подушке из фанеры

Имеется два варианта: первый вариант – это применение двигателя от компании “Юниверсал Ховеркрафт” или использование любого подходящего движка. Это может быть двигатель от бензопилы, мощности которого вполне хватит для самодельного устройства. Если хочется получить более мощное устройство, то следует брать и более мощный двигатель.

Желательно использовать лопасти заводского изготовления (те, что в наборе), так как они требуют тщательной балансировки и в домашних условиях это сделать достаточно сложно. Если этого не сделать, то разбалансированные лопасти разобьют весь двигатель.

Судно на воздушной подушке первый полет

Шаг 13: Тест драйв

Внешне лодка удалась, и мы спустили ее на воду чтобы проверить ее рабочие свойства.

Должен сказать, что плывет она резво, и это радует, но удивило меня рулевое управление. На средних скоростях повороты получаются, а вот на большой скорости лодку сначала заносит в бок, а потом еще по инерции некоторое время она движется назад. Хотя немного приноровившись я понял, что наклоняя тело в сторону поворота и немного сбавляя газ можно заметно снизить этот эффект. Точную скорость сказать сложно, т.к на лодке нет спидометра, но по ощущениям она вполне себе хорошая, и после лодки еще остается приличный след и волны.

В день теста лодку опробовало около 10 человек, самый грузный весил около 140 кг, и она его выдержала, хотя выжать скорость которая доступна нам у него конечно же не вышло. С весом до 100 кг лодка идет резво.

узнавайте о самых интересных инструкциях раз в неделю, делитесь своими и участвуйте в розыгрышах!

#14

Отправлено 28 октября 2008 — 10:46

Тогда, тем более, Дорофей, расскажите какова река, её норов, грунты, торосистось, и что от катера надо по проходимости, загрузке, дальности хода, топливу и т.д. Это будет, как минимум, Ваш вклад в НАУКУ.

Это ВСЁ интересно. А коллеги Вам ещё и пирожков «на дорогу» насуют — советов. Без реальных граничных условий любая задачка не определена.

А ещё — почему «Гепард»?. Есть опыт или только абстрактные представления?

СФГ

#15

Отправлено 31 октября 2008 — 04:27

здравствуйте СВГ река Зея неочень глубокая порогов нету перекаты есть дно гравийное винты летят вот и захотелось построить надежный катер на воздушной подушке Почему Гепард увидели в журнале» катера и яхты» по моему Гепард и Арго ЛУЧШИЕ КАТЕРА В России хотели узнать от чего оттолкнутся

Популярные статьи  Шикарная подставка под чашки с применением эпоксидной смолы

#16

Отправлено 31 октября 2008 — 08:04

Не могу не согласиться. «Гепард» и «Арго» — лучшие на сегодня катера с двухъярусным гибким ограждением воздушной подушки, обеспечивающем максимум подушечно-амфибийных свойств.

Но есть и попутные замечания для объективности:

1) Для потребителей, не выходящих на штормовые просторы и не удаляющихся от водоёмов вполне уместны баллонетные катера нижегородских умельцев — как требующие меньшей энерговооружённости … Ограничение функции закономерно оборачивается заметной экономией.

2) С точки зрения оптимизации энергокомплекса вообще — то (не забывая об несколько ограниченной функциональности) то катера юсовские от «Севтека» — типа «проспектора» — тоже вполне достойный образец. Ещё лучше комплекс решён на «Ирбисе». Там и ограждение покруче.

3) Совершенно очаровательны и отработаны вполне спортивные маломерки с одноярусным сегментным ограждением, самыми толковыми из которых я считаю «Неотерики». Но, в отличие от Нептуновских ипрочих катеров, комплекс потребительских свойств на таковых — весьма ограничен. Как и кораблестроительных. Причём может создаться впечатление, что это — следствие применения совмещённого подъемно движительного вентиляторного комплекса. Но оно ошибочно. Просто для целей спорта и покатушек эти навороты не нужны.

Самый главный комментарий:

ВСЕ ЭТИ КАТЕРА не полностью отвечают реальным требованиям эксплуатации на российских просторах. МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ!!!!

И это — вполне возможно, без астрономических вложений и зауми.

СФГ

PS : В чём лучше? Неоднократно писал. В критериях оптимизации нацеленных на максимальную надежность.

И более того, я с удовольствием решу эту задачу. Гоните Заказы! А может коллеги заинтересованы? Давайте сотрудничать!

Самостоятельное изготовление СВП

Почему возникает желание изготовить судно на воздушной подушке своими руками? Причин несколько:

  1. Высокая стоимость ховеркрафтов, изготовленных промышленным способом. Заводская модель обойдется в 650−700 тысяч рублей, что является очень значительной суммой для большинства российских потребителей.
  2. Модельный ряд СВП, предлагаемый производителем, предназначен для представителей специальных служб, профессиональных охотников и рыболовов.
  3. Значительные материальные затраты на проведение технического обслуживания.

Катер на воздушной подушке из фанерыИменно поэтому большого распространения СВП не получили. Действительно, в качестве дорогой игрушки можно приобрести квадроцикл или аэросани. Другой вариант — сделать лодку-автомобиль самостоятельно.

Выбирая рабочую схему, необходимо определиться с конструкцией корпуса, оптимально соответствующей заданным техническим условиям. Заметим, СВП своими руками с чертежами сборки самодельных элементов создать вполне реально.

Создание корпуса

Катер на воздушной подушке из фанерыВыбирая материал для главного конструктивного элемента транспортного средства на воздушной подушке — корпуса, учитывайте несколько важных критериев. Во-первых, это простота и легкость обработки. Во-вторых, небольшой удельный вес материала. Именно этот параметр обеспечивает принадлежность СВП к категории «амфибий», то есть отсутствие риска затопления в случае аварийной остановки судна.

Воздушная камера

Изготовление так называемой юбки, потребует наличия плотной водонепроницаемой ткани из полимерного волокна. После раскроя детали сшиваются двойным плотным швом, а склейка производится посредством водостойкого клея. Это обеспечивает не только высокую степень надежности конструкции, но и позволяет скрыть от посторонних глаз монтажные стыки.

Силовой агрегат

Катер на воздушной подушке из фанерыКонструкция силовой установки предполагает наличие двух двигателей: маршевого и нагнетающего. Они оснащаются бесколлекторными электрические моторы и винты двухлопастного типа. Специальный регулятор осуществляет процесс управления ими.

Питающее напряжение подается с двух аккумуляторных батарей, суммарная емкость которых составляет 3 000 миллиампер в час. При максимальном уровне заряда СВП может эксплуатироваться в течение 25−30 минут.

Шаг 11: Придадим лодке форму, добавим боковые панели

Очертания формы/контура делаются на днище, после чего по очертаниям крепится на шурупы деревянная планка. Фанера в 3 мм гнется хорошо, и ложится прямо по нужной нам форме. Далее крепим и клеим 2 см балку вдоль верхнего края боков из фанеры. Добавляем поперечную балку, и устанавливаем рукоятку, которая будет рулем. К ней крепим тросики отходящие от направляющих лопастей установленных ранее. Теперь можно раскрасить лодку, желательно нанести несколько слоев. Мы выбрали белый цвет, с ним даже при длительных прямых лучах солнца корпус практически не греется.

Поперечная балка нужна не только для прочности, она выполняет роль загрождения, через которое переходить не желательно — одно неосторожное движение руки и она может попасть в пропеллер

#12

Отправлено 22 октября 2008 — 06:17

Эх! Дорофей!

Намерение построить катер — безусловно отличное! Но всякий, кто берётся за решение новой задачи должен начинать с «виртуальной модели». Потому у нас на форуме коллеги, чтобы лучше соображалось, просят придумать некое техзадание и описать, для чего и в каких условиях ЭТО должно эксплуатироваться.

В том числе важны: — сезонность и условия эксплуатации; — Нужны ли максимальные амфибийные качества, естественно, требующие больших затрат энергии на поддержание на ВП , или, при эксплуатации только на водоемах и ближайших окрестностях — пляжах, к примеру, достаточно другой схемы ВП, более простой и экономичной; — не стоит делать секрета из предполагаемых грузоподъёмности и вместимости; — преимущественных погодныъх условий; — наличных ресурсов (навыков, готовых изделий, производственной базы и т.д., финансов тоже); — Желаемые размеры; — дальность хода; — и все МЕЧТЫ связанные с темой и около. Вплоть до желания бросить, наконец, кота жены в вентилятор.

Дело в том, что тематика не очень простая для новичков, но одновременно катера на ВП и родственные глиссирующие аэросани (ГСА) — очень гибкий и математически стройный инструментик — можно выдержать очень много разных противоречивых пожеланий. И основная задача — сделать всё СОРАЗМЕРНЫМ.

Удачи в обдумывании ТЗ. СФГ

PS: Неплохо подумать и о цене вопроса: за комплект чертежей на «Гепард» придётся выложить более одного, а то и пары миллионов авторам — калькодержателям. Потом на огрганизацию достойного производства и сам аппаратик — поболе десятка.

Такие деньги должны возвращаться, думаю. Иначе и огород не стоит городить. Альтернатива есть. В частности могу разработать под Ваше ТЗ проект. В приватном порядке, для «любительской постройки» — от расчётов и принципиальных схем — до «почти рабочих чертежей» и т.д. За реальную цену, естественно. А при больших претензиях и затратах (скажем, коллективного свойства) — и до «полного роста».

Насколько надежным может быть СВП?

Как показывает практика, заводские судна на воздушной подушке (СВП) приходится ремонтировать где-то один раз в полгода. Но это неполадки несущественные и не требуют серьезных затрат. В основном, отказывает подушка и система подачи воздуха. Вообще-то, вероятность того, что самодельное устройство развалится в процессе эксплуатации, очень мала, если “ховеркрафт” собран грамотно и правильно. Чтобы это случилось, нужно на большой скорости налететь на какое-нибудь препятствие. Несмотря на это, воздушная подушка все же способна защитить устройство от серьезных поломок.

Спасатели, работающие на подобных аппаратах в Канаде, ремонтируют их быстро и грамотно. Что касается подушки, то ее реально отремонтировать в условиях обычного гаража.

Подобная модель будет надежной, если:

  • Используемые материалы и детали были надлежащего качества.
  • На аппарате установлен новый двигатель.
  • Все соединения и крепления выполнены надежно.
  • Изготовитель обладает всеми необходимыми навыками.
Популярные статьи  Декупаж. Мастер классы для начинающих пошагово с фото: из салфеток на бутылке, коробке, тарелке, стуле, по дереву, из обоев, фотографии, яичной скорлупы

Если СВП изготавливается как игрушка для ребенка, то в данном случае желательно, чтобы присутствовали данные хорошего конструктора. Хотя и это не показатель для того, чтобы детей сажать за руль этого транспортного средства. Это ведь не автомобиль и не лодка. Управлять СВП не так просто, как кажется.

С учетом этого фактора, нужно сразу приступать к изготовлению двухместного варианта, чтобы контролировать действия того, кто будет сидеть за рулем.

Шаг 7: Пропеллер

Пропеллер можно приобрести в двух видах: готовый, и «полуфабрикат». Готовый как правило гораздо дороже, и покупая полуфабрикат можно хорошо сэкономить. Так мы и сделали.

Чем ближе лопасти пропеллера к краям воздухоотвода, тем эффективнее работает последний. Как только вы определились с зазором, можно отшлифовать лопасти. Как только шлифовка закончена, нужно обязательно провести балансировку лопастей, чтобы в будущем не было вибраций. Если одна из лопастей весит больше другой, то вес нужно выровнять, но не урезанием концов, и шлифовкой. Как только баланс найден, можно нанести пару слоев краски чтобы он сохранился. Для безопасности желательно наконечники лопастей покрасить в белый цвет.

#8

Отправлено 10 октября 2008 — 06:21

Тогда , блин, ищи уже готовый БУ. Не стоит обольщаться, Осилить производство на пром уровне с претензией на сертификации — не реально!!!

Наконец, попробуй прямой путь. Купить у калькодержателя вместе с лицензией на производство. Любопытен результат…. А ещё проще и разумнее обратиться на Свирскую судоверфь с тривиальным заказом.

А ещё интереснее — вопрос с регистрацией. Самодельный «Гепард» не имеет права регистрировать Речной Регистр РФ, и…… ГИМС (не по Закону, а по внутреннему приказу этого года, запрещающему регистрацию АСВП с двигателем более 75 л.с. после трагедии с катером фирмы «Скат» в Коми)

А если и есть достаточный потенциал, то строить надо НЕ «ГЕПАРД», а пытаться сделать нечто более толковое, с учётом погресса и изменившейся коньюктуры, Правил РР.

К слову: Это сделать можно. Нужны ресурсы.

СФГ

Силовая установка СВП

Основной вопрос — сколько, и он встречает конструктора на всем пути проектирования силовой системы. Сколько двигателей, сколько должна весить рама и двигатель, сколько вентиляторов, сколько лопастей, сколько оборотов, сколько градусов сделать угол атаки и в конце концов сколько это будет стоить. Именно данный этап является наиболее затратным, ведь в кустарных условиях невозможно соорудить двигатель внутреннего сгорания или лопасть вентилятора с нужным КПД и уровнем шума. Такие вещи приходится покупать, и стоят они не дешего.

Катер на воздушной подушке из фанеры

Сложнейшим этапом сборки оказался монтаж гибкого ограждения катера, удерживающего воздушную подушку точно под корпусом. Известно, что из-за постоянного контакта с пересеченной местностью она склонна к быстрому износу. Поэтому для ее создания была использована брезентовая ткань. Сложная конфигурация стыков ограждения потребовала расхода такой ткани в количестве 14 метров. Его износостойкость можно увеличить за счет пропитки резиновым клеем с добавлением алюминиевой пудры. Такое покрытие имеет огромное практическое значение. В случае износа или разрывов гибкого ограждения его можно без труда восстановить. По аналогии с наращиванием автомобильного протектора. По словам автора проекта, перед тем как приступить к изготовлению ограждения, следует запастись максимальным терпением.

Установка готового ограждения, как и сборка самого корпуса, должны выполняться при условии нахождения будущего катера вверх килем. После раскантовки корпуса можно устанавливать силовую установку. Для этой операции понадобится шахта размерами 800 на 800. После того как система управления будет подведена к двигателю, наступает наиболее волнительный во всем процессе момент — испытание катера в реальных условиях.

Выше только звезды

Самым лучшим плавающим средством на воздушной подушке признан катер серии «Пегас». В первую очередь, он отличается от конкурентов возможностью использования в любое время года. Все новые катера имеют салон закрытого типа. Выполнен он с системой отопления и позволяет сохранять комфортные условия даже в тридцатиградусный мороз. В летнюю жару кабина легко трансформируется, позволяя улучшить циркуляцию свежего воздуха. В зависимости от модификации плавсредство способно принимать на борту от 5 до 8 человек со снаряжением 350-500 кг.

Если учесть малый расход топлива и хорошие показатели дальности хода и скорости, то можно сделать вывод, что это самый лучший катер. Цена такого устройства способна смутить обычного человека – 30 000 условных единиц. Однако если суммировать стоимость вместе взятой техники – моторной лодки, квадроцикла и снегохода, станет ясно, что средство на воздушной подушке имеет очень привлекательную цену.

Если интересен корпоративный сегмент, то лидером здесь признано судно серии «Нептун». Имея в распоряжении множество модификаций, устройство в первую очередь позиционируется как транспорт высокой проходимости для перевозки пассажиров.

Основные типы судов на воздушной подушке

Существуют три типа СВП:

  • камерного;
  • соплощелевого;
  • и многорядного соплового.

Во всех схемах между аппаратом и опорной поверхностью с помощью мощных турбореактивных двигателей и высоконапорных вентиляторов создается воздушная подушка.

Камерный тип

В простейшей из схем — камерной — под куполообразное днище (в успокоительную камеру) установленный по центру вентилятор подает воздух.

Соплощелевой тип

В соплощелевой схеме подушка создается потоком воздуха из кольцевого сопла, образованного юбкой и центральной частью с плоским днищем. Воздушная завеса по периметру судна препятствует выходу воздуха из подушки. Один из вариантов соплощелевой схемы – схема с периметрической водяной завесой, пригодная для движения над водной поверхностью.

Многорядный сопловой

В многорядной сопловой схеме подушка образуется рядами кольцевых рециркуляционных сопел с разными уровнями создаваемого давления. В последних двух случаях для создания подушки требуются менее мощные вентиляторы.

Отдельные разработки

Компания «Форд мотор» предложила создать СВП «Левапед», у которого воздушная подушка очень тонкая, как в своеобразном газовом подшипнике, и он может двигаться только над специальной гладкой поверхностью типа рельсового пути.

Канадское отделение фирмы «Авро» разрабатывает СВП соплощелевого типа с настолько мощными вентиляторами, что он может подниматься и лететь как реактивный самолет.

Самодельный вездеход машина на все времена года

Сегодня многие любители автомобилей предпочитают сделать вездеход своими руками. Конструкции машин бывают эффектными и необычными, а разработке может позавидовать солидное автомобильное конструкторское бюро. Для создания такой техники требуется большое количество времени, определенные знания и самое главное – упорство. Не каждый может позволить себе все свободное время потратить на расчеты, чертежи, поиск нужной детали и ее подгонку. Пользы от мотовездехода намного больше, чем от обычного мотоцикла. Самым большим плюсом вездехода является его универсальность, возможность использовать круглый год. С наступлением зимы вездеход на пневмоходу легко оборудовать лыжами и машина становится настоящим снегоходом.

Как сделать вездеход из обычной легковой машины? Для этого достаточно приобрести любой гусеничный, совместимый модуль, например «Метелица». Использование такого модуля позволяет ездить по бездорожью. Конструкция модуля обладает достаточной проходимостью, что бы преодолевать болотистые места и заснеженные пространства. Крепление модуля производится к раме автомобиля, а кардан соединяется с мостом гусеничного модуля. Процедура установки заканчивается установкой блока управления и проверкой гидравлической системы.

Популярные статьи  Как заправить баллон от WD40

Изготовление корпуса КВП

Известно, что суда на воздушной подушке испытывают гораздо меньшие нагрузки, чем обычные глиссирующие лодки и катера. Всю нагрузку на себя берет гибкое ограждение. Кинетическая энергия при движении не передается на корпус и это обстоятельство делает возможным монтаж любого корпуса, без сложных рассчетов прочности. Единственное ограничение для корпуса любительского КВП — вес. Это обязательно следует учитывать при выполнении теоретических чертежей.

Так же важным аспектом является степень сопротивления встречному воздушному потоку. Ведь аэродинамические характеристики напрямую влияют на расход топлива, который, даже у любительских СВП, сравним с расходом среднего внедорожника. Профессиональный аэродинамический проект стоит больших денег, поэтому конструкторы-любители делают все «на глаз», просто заимствуюя линии и формы у лидеров автопрома или авиации. Про авторские права в данном случае можно не думать.

Катер на воздушной подушке из фанеры

Для изготовления корпуса будущего катера можно использовать рейки из ели. В качестве обшивки — фанеру толщиной 4 мм, которая крепится при помощи эпоксидного клея. Оклейка фанеры плотной тканью (например, стеклотканью) нецелесообразна в виду значительного увеличения веса конструкции. Это наиболее технологически не сложный способ.

Наиболее искушенные представители сообщества создают корпуса из стеклопластика по собственным компьютерным 3d-моделям или на глаз. Для начала создается прототип и материала типа пенопласта с которого снимается матрица. Далее корпуса делаются точно так же, как лодки и катера из стеклопластика. 

Катер на воздушной подушке из фанеры

Непотопляемости корпуса можно достигнуть множеством способов. Например при помощи установки в бортовые отсеки перегородок, непроницаемых для воды. А еще лучше — можно заполнить эти отсеки пенопластом. Можно установить под гибкое ограждение надувные баллоны, на подобии лодок ПВХ.

Десантный корабль «Зубр»

Советская военная мысль развивалась в сторону увеличения габаритов и технических параметров уже существующего успешного образца. Новая задача, поставленная перед «Алмазом», состояла в создании судна, способного высадить на побережье противника ещё больше боевой техники и живой силы. Причём термин «побережье» здесь весьма условен – получившийся «Зубр» (проект 12322) из-за впечатляющих габаритов и мощности силовой установки является куда более вездеходным средством и может перемещаться по суше, игнорируя окопы, траншеи и минные поля.

Но вернёмся к истоку. Разработка началась в 1978 году под предводительством того же ведущего конструктора. Однако штат людей, работающих над продолжением серии МДКВП увеличился. Помимо Л. В. Озимова, уже известного нам, в разработке отметились Ю. М. Мохов, Ю. П. Семёнов и Г. Д. Коронатов.

Головное судно было, по сути, опытным образцом под номером МДК-95 и сошло с верфи в 1986 году. Испытания заняли продолжительный срок, но к 1988 г. проект признан успешным и принят в состав ВМФ СССР.

Катер на воздушной подушке из фанеры
Вид с одной из палуб

Особенности конструкции

По аналогии с серийными «Джейранами», корпус изготовлен цельносварным из сплава алюминия и магния. Основная часть судна, как гарант прочности и непотопляемости, является прямоугольным понтоном. Надстройка на нём продольно делится на три части: средняя предназначена для транспортировки техники и оборудована танковыми дорожками и аппарелями. Боковые же включают в себя энергоустановки, помещения для личного состава, жилые отсеки, системы для обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.

Интересен факт, что МДКВП проекта 12322 несёт на себе две электростанции суммарной мощностью 400 киловатт, включающих в себя по два газотурбогенератора и главный распределительный щит. Используются также и средства автоматизации управления: можно контролировать технические процессы из главного командного пункта, центрального поста управления или с использованием выносных пультов.

Отсек для техники, в зависимости от ситуации, может вмещать:

  • 3 танка;
  • 10 БТР с экипажем и десантом;
  • 8 БМП;
  • 8 лёгких плавающих танков;
  • 78 морских мин.

Жилые помещения для переправляемых людей рассчитаны на 140 человек, в случае необходимости возможно переоборудование технического отсека для полноценного проживания ещё 366 десантников.

Остальные данные вынесены в таблицу:

Водоизмещение 555 тонн
Максимальная грузоподъёмность 150 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м
Двигатели Установка М35, состоящая из пяти газотурбинных двигателей, мощностью в 10000 лошадиных сил каждый
Максимальная скорость хода 60 узлов или 111 км/ч
Максимальная дальность плавания 300 морских миль или 555,6 км
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27-31 человек
Артиллерия 2 установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетными снарядами калибра 140,3 мм
Зенитная артиллерия 2 30-мм установки АК-630 с системой управления стрельбой МР-123-02
Дополнительное вооружение 8 переносных ЗРК «Игла» или «Stinger» (в судах, находящихся на службе у других стран)

Несмотря на все выдающиеся параметры, «Зубр» обладает рядом минусов, среди которых:

  • Огромная стоимость обслуживания двигателей. Необходимые турбины производит только ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», расположенный на территории Украины. Приобретение только одного двигателя из пяти обходится примерно в миллион долларов;
  • По понятным причинам защищённость корпуса является сомнительной, но конкретного примера не имеется из-за того, что эти суда не участвовали в боестолкновениях.

Катер на воздушной подушке из фанеры
А вот «Зубр» в полном масштабе

Но даже если нам и не суждено увидеть их «в деле», согласитесь, масштаб советской военной мысли впечатляет.

Фото сборки самоделки и описание.

Корпус судна имеет форму лодки, изготовлен из стеклопластика, стеклоткань пропитывается эпоксидной смолой, когда смола застывает, она образует прочное соединение которое можно шлифовать и окрашивать.

Здесь установлен двигатель китайского производства «Лифан», мощностью 15 л. с, впоследствии автор его доработал и увеличил мощность до 23 л. с.

Управление транспортным средством осуществляется поворотом двух задних хвостовиков размещённых сразу на вентилятором.

Изготовление воздушной подушки.

Винт был приобретён марки «Hascon wing» и установлен на двигатель.

Конструкция этого средства передвижения довольно проста, двигатель вращает вентилятор который в свою очередь нагнетает по воздуховоду мощный поток воздуха под подушку тем самым воздух под давлением поднимает судно на высоту 15 — 17 см над поверхностью. Часть потока воздуха от вентилятора направляется от кормы лодки, что придаёт движение судну вперёд.

Для поворотов используются два рулевые хвостовика.

Максимальная скорость вездехода — 60 км/ч. Расход топлива примерно 20 литров на 5 часов (хватает на 200 км пути).

Рекомендую посмотреть видео испытаний этого судна на воздушной подушке.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий