Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1

Центры производства танка Т-60.

Начиная с сентября месяца 1941 г., и вплоть до июля 1942 г. четыре центра танкового производства произвели примерно шесть тысяч танков. В декабре 1941 года к программе изготовление Т-60 подключился завод №264 в Сарепте, с января 1942 г. свой первый танк собрал завод №37 эвакуированный в Свердловск. Тогда же изготовлением машины занялись на заводе №38 в Кирове.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1

Согласно производственным планам, завод № 37 должен развернуть выпуск Т-60 1.08. 1941 г., через 15 дней к нему должны были присоединится ГАЗ и ХТЗ. Этот план был провален. Из-за неподачи заводами – смежниками корпусов, башен, вооружения, приборов наблюдения и прочего к сборке опытного танка ГАЗ смог преступить только 17.08., при этом, корпус был поставлен из не броневой стали, а башню вместе с вооружением поставили от Т-40.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Развертывание производства танков Т-60 на ГАЗе обошлось ценой свертывания программ производства другой продукции. В частности это коснулось автотранспорта. В октябре месяце фактически прекращено производство легковых автомобилей ГАЗ-61, т.к они требовали дефицитного двигателя. До минимальной степени снижен выпуск грузовиков ГАЗ ААА, ГАЗ АА. Производство автомобилей окончательно организация силами ГАЗ выпуска ППШ и минометов.

Ситуация на ХПЗ была еще сложнее. Первые чертежи Т-60 поступили только в последних днях июля, полностью же документация не была получена и к 15 августа, дню, когда должно было начаться производство машины. Также как и ГАЗ, ХТЗ столкнулся с неподачей комплектующих от заводов — смежников.

Кроме объективных причин осложнявших освоение и производство Т-60 существовали еще субъективные. Руководство завода было увлечено идеей производства бронетрактора ХТЗ-16 собственной конструкции настолько, что даже во второй половине сентября 1941 г. им грезилось параллельное производство бронетрактора и танка.

Свой первый Т-60 харьковчане смогли выпустить только 16.09.41 г., с месячным опозданием начала производства. Спустя 10 дней на заводе начали работы по эвакуации, к двадцатому числу немцы подошли вплотную к городу. Завод должен был быть эвакуирован в Сталинград, однако полностью оборудование вывести не удалось.

Производство Т-60 уже на Сталинградском заводе удалось развернуть только в декабре сорок первого года, когда завод отчитался в выпуске первых 45 машин, хотя планировали сдачу первых 50 танков уже в ноябре. 
Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1

Последним к выпуску танков Т-60 подключился завод №38 в Кирове. В октябре 1941 г. на базу Кировского машиностроительного завода стал перебираться в эвакуацию Коломенский машиностроительный. Последний должен был участвовать в программе выпуска Т-60 как завод-смежник, выпуская башни Т-60. После окончательного переезда и расширения производство обеих заводов было слито и переименовано как завод №38. Свои первые машины завод сдал в феврале 1942г.

Боевое применение

К началу лета 1941 года в действующей армии находились всего 132 экземпляра танка Т-40, но в активной эксплуатации были только машины учебных частей. Большинство танков было утрачено уже к середине лета. Например, подразделения Юго-Западного фронта за месяц боев потеряли 84 машины из имевшихся 88 экземпляров. Брошенная техника не заинтересовала наступающую немецкую армию – у Т-40 даже не появилось германского обозначения. Как минимум один захваченный танк применялся румынскими подразделениями.

Сухопутная версия Т-40С в отчетах подразделений не разделена с танками Т-30. Техника поставлялась в армию в конце лета и начале осени 1941 года, использовалась на всех фронтах. Из-за сложившейся непростой ситуации машины использовались как линейные танки, для разведки почти не применялись. К концу лета 1942 года почти все имевшиеся Т-40 были уничтожены, несколько машин применялось в учебных подразделениях и запасных полках. Последние упоминания об эксплуатации Т-40 датируются 1946 годом.

След в истории и игромании

Танк Т-40 стал венцом развития легких гусеничных машин, приспособленных для преодоления водных преград. Новая конструкция в ходе войны не появилась, а после 1945 года о подобных танках уже никто не вспоминал. Вместо гусеничных плавающих машин стали использоваться колесная техника, оснащенная системой регулировки давления в шинах.

До настоящего времени сохранился один подлинный танк Т-40С (оснащенный ШВАК), который хранится в экспозиции в Кубинке.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1

На рынке сборных моделей пластиковую копию танка в масштабе 1-35 выпускают только с использованием пресс-форм молдавской компании AER. Оснастка изготовлена более 15 лет назад, качество и проработка отливок оставляют желать лучшего.

Популярные статьи  Картина денежное дерево

Характеристики легкого танка Т-40

Страна: СССР
Тип: Легкий плавающий танк
Дата выпуска: 1939 г.
Длинна: 4,11 м
Ширина: 2,33 м
Высота: 1,91 м
Броня, лоб: 14 мм
Броня, борт: 13 мм
Броня, башня: 13 мм
Экипаж: 2 человека
Двигатель: ГАЗ-11-202, 35 л.с.
Дальность хода: 308 км (по дороге)
Максимальная скорость: по дороге — 44 км/ч, по воде — 6,5 км/ч
Масса: 5,5 т
Вооружение: 12,7-мм ДШК (500 патронов), 7,62-мм ДТ (2016 патронов)

Учитывая обилие рек и водоемов на территории Советского Союза, а также тот факт, что форсирование водных преград — одна из самых сложных военных задач, проблема создания водоплавающего танка была для Красной Армии весьма актуальна.

В полной мере решить её мог разработанный в 1939 г., для замены устаревших и откровенно слабых Т-37А и Т-38, водоплавающий легкий (точнее «малый») танк Т-40. В своем классе танк Т-40 не имел равных, можно сказать даже больше — советским конструкторам удалось в полной мере воплотить проект на таком уровне, к которому и близко не подошла ни одна зарубежная фирма.

Вооружение Т-40 было двух типов: два пулемета (ДШК и ДТ) или же 20-мм автоматическая пушка и ДТ. К сожалению, второй образец выпускался в крайне малом количестве экземпляров (точных данных нет). Всего было выпущено 709-722 танка Т-40 всех модификаций. Они мало принимали участие в боевых действиях — сам характер начального периода войны не предполагал их активного применения. Уже к середине 1942 года Т-40 почти не встречались в составе танковых частей.

История создания

К концу 30-х годов в РККА имелось две разновидности легких плавающих машин – Т-37А и Т-38, созданные на базе британской машины «Карден-Ллойд». Машины имели слабое вооружение, но главной бедой стала низкая мореходность и отсутствие возможности модернизации конструкции. В начале 1939 года началась разработка проекта новой машины, работы велись в бюро московского завода №37, главным конструктором стал Н.А. Астров. Машина, получившая обозначение 010, базировалась на основе решений, заложенных в конструкции Т-38.

К лету была построена партия из 4 машин, оснащенных подвесками различной схемы. На серии прототипов использовался американский силовой агрегат Dodge D5, поскольку советский аналог освоен промышленностью не был. В ходе испытаний были отмечены недостатки, которые оперативно устранили. Наиболее крупной доработкой стало удлинение и расширение корпуса.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1

Выпуск продолжался до начала войны, а затем завод №37 планировали переключить на выпуск средних машин Т-50. Но из-за отмены заказа в июле 1941 года серию пошел сухопутный вариант (обозначается в исторической литературе как Т-40С, в армейской документации индекс не использовался), который отличался отсутствием магистралей гребного винта и части компонентов, используемых при движении по воде.

В корпусе сохранилась ниша под установку винта, часть листов стала выполняться из брони толщиной 13…20 мм. Позднее танк еще раз модернизировали, усилив вооружение и проведя перекомпоновку внутренних отсеков. Машины получили обозначение Т-30, став ступенькой к созданию новой машины проекта 060 или Т-60.

Основания создания танка Т-60.

Начало Отечественной Войны привнесло серьезные изменения развитие танкостроения СССР. В первый же военный месяц положил конец многим перспективным программам, а также серийному производству ряда образцов БТТ и вооружения.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1В частности по заводу №31 им. Оржоникидзе постановление СНК предусматривало завершение производства танков Т-40, а также легких тягачей «Комсомолец», к началу августа текущего года. Взамен в двухмесячный строк требовалось освоить в серии танк Т-50. Поставщиком башен и корпусов должен был задействован Подольский завод. Помимо него для производства в качестве заводов-смежников планировали задействовать еще около 50 предприятий г.Москва и области.

Решение заменить в серийном производстве танк Т-40 на Т-50 выглядит вполне разумным. Конкуренцию танкам-амфибиям как разведчикам составляли бронеавтомобили, более дешевые как эксплуатации, так и производстве и как следствие более массовые.

Однако как танк Т-40 серьезно уступал по боевым возможностям Т-50. Данная машина должна была заменить Т-26, таким образом, став самой массовой в советском танковом парке. И как следствие необходимость в Т-50 была велика

В создавшихся условиях освоение его в производстве являлось делом первостепенной важности. Однако по своей конструкции он был сложен даже для завода изготовителя

Описание конструкции танка.

Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:

  • отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
  • боевое — средней части корпуса;
  • трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
  • двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
  • баки — в корме.
Популярные статьи  Делаем в домашних условиях паяльный фен

Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.

Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.

Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.

Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.

В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.

На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.

Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.

Вооружение танка  в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.

Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.

Боекомплект включал в себя :

  • 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
  • 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.

Трансмиссия состояла:

  • главная передача;
  • КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
  • 2х однорядных бортовых редукторов;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;

Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.

Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.

ТТХ танков Т-60.

ТТХ танков Т-60
  Т-60

Т-60

усил.брон.

Длина,мм. 4100 4100
Ширина, мм. 2290 2290
Высота, мм. 1750 1750
Колея, мм. 1660 1660
Ширина гученицы, мм. 260 260
Боевая масса,м. 5800 6200
Экипаж, чел. 2 2
Бронирование, корпус. мм/град.
ВЛД 15/65 15/65
ПЛД 20/70 35/70
НЛД 10/15 10/15
Борта 15/90 15/90
ВКЛ 13/76 15/76
НКЛ  13/30  25/30
 Крыша 13/0  15/0
 Днище  6-10/0   6-10/0
 Бронирование,  башня. мм/град.  
 Лоб 20/90  35/90 
 Борта 15/25  25/25 
 Корма 25/25  25/25 
Вооружение

1х20-мм ТНШ обо.1941 г.

1х7,62 ДТ

1х20-мм ТНШ обо.1941 г.
1х7,62 ДТ

ТТХ танков Т-60 (продолжение).

ТТХ танков Т-60 (продолжение)
  Т-60

Т-60

усил.брон.

Боекомплект, шт.

780 снарядов

945 патронов

780 снарядов
945 патронов

Углы наведения

оружия, град.

-7/+25 -7/+25
Приборы наведения ТМФП ТМФП
Средства связи Флажки Флажки
Двигатель ГАЗ-202 ГАЗ-202
Мощность, л.с 70 70
Максимальная скорость, км/ч.
по бездорожью 25 25
по шоссе 45 45
Запач хода, км.
по бездорожью 285 280
по шоссе 300 300
Преодолеваемый брод, мм. 900 900
Максимальный угол подъема, град.  29 29

История создания.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Завод №37 был явно не готов для производства танка такого класса как Т-50, вдобавок производство дизелей В-4 в ту пору находилось лишь в стадии освоения харьковским заводом №75. Как следствие изготовление Т-50 в масштабе страны было практически прекращено. В  данных условиях бездумное выполнение указаний СНК привело к прекращению выпуска легких танков вообще. К счастью положение дел с освоением заводом №37 выпуска навой техники ясно осознавало как руководство завода, так и его КБ под руководством Н.А. Астрова.

Популярные статьи  Изготавливаем перцовый баллончик своими руками

Завод не мог отказаться от освоения производства Т-50. И даже больше, силами КБ проводилось эскизное проектирование его плавающего варианта. Однако, в обстановке секретности, проводились работы над упрощением конструкции Т-40. Результатом чего появилась уверенность возможности выпуска машины в значительном количестве.

Предложение было изложено в виде письма за подписью военпреда завода и самого Астрова. В нем было дано обоснование невозможности освоения в производстве нового легкого танка, и предложение освоить в производстве малый танк и выпускать его в больших объемах.

Инициатива вызвала интерес Сталина. Для ознакомления с деталями на завод был отправлен В.А Малышев, который был назначен куратором проекта. Изучив ситуацию на заводе и ознакомившись с проектом, Малышев поддержал инициативу заводчан.

Танк, с самого начала получивший индекс Т-60 (либо индекс 030 как фигурировал в переписке завода), являлся не плавающей версией танка Т-40. И в середине июля сорок первого года, постановлением ГКО заводу № 37 предписывалось организовать его серийный выпуск.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Однако производство 030 не решало всех проблем. Слабым местом Т-40 была конструктивная и технологическая сложность корпусов и башен, что приводилок большому количеству брака. Что фактически и поставило программу выпуска Т-40 на грань срыва. В соответствии с планом выпуска десяти тысяч танков Т-60, число предприятий — смежников должно было еще возрасти.

В такой ситуации единственно верным решением было упрощение формы корпуса Т-40. Как следствие заводы ХТЗ и ГАЗ, которые должны были задействованы для производства Т-60 (зав.индекс 060) получили в производство машину уже отличную от исходной. Тогда как завод №37 должен был сохранить до конца года выпуск Т-60 (зав.индекс 030) в неизменном виде. Решение продиктовано как опасением снижения объема выпуска, так и ликвидацией задела корпусов Т-40. Что привело к выпуску танка известного как Т-30.

Что же касается обозначения Т-70, то применительно к машинам выпуска заводов ГАЗ И ХТЗ то он использовался достаточно редко. В переписке его чаще называли Т-60М, «Т-60 с упрощенным корпусом» либо просто Т-60.

Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1Достойным упоминания является тот факт, что 060 как и 030 был принят на вооружение еще до того как построили опытные танки. В особенности удивительно это в отношении 060. Если 030 был по сути упрощенный Т-40, то 060 уже в значительно большей степени отличался от Т-40. Время же затраченное на упрощение машины заняло примерно неделю.

Компоновка Т-60 (зав.индекс 060) в значительной мере повторяла таковую танка Т-40, но имелись и существенные изменения. Наиболее значимые касались:

  • габариты и компоновка моторного отделения. Изменения в габариты моторного отделения пришлось внести из-за возникших в 1940 г. острых проблем с поставками двигателя ГАЗ-202. Для преодоления проблемы было принято решение установить двигатель ЗИС-16 (ЗИС-5, форсированная версия), для чего пришлось увеличить габариты моторного отделения. Летом 1941г., проблему с поставками ГАЗ-202 удалось преодолеть, но в танк стало возможным устанавливать как ГАЗ-202 так и после доработок в моторным отделении — ЗИС-5; 
  • вооружение. Первоначальный план предусматривал вооружение на уровне танка Т-40 т.е пулеметная спарка ДШК и ДТ. Однако производственные мощности завода №507 выпускавшего ДШК никак не могли обеспечить выпуск их в количестве достаточном для программы производства танка Т-60. В качестве альтернативы было принято решение вооружить машину 20-мм танковой пушкой на основе авиационной ШВАК. Танковая версия ШВАК – ТНШ разработана без конструирования кардинально новых частей. Прицел остался прежний — ТМФП, заимствованный от спарки ДШК и ДТ.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий